?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про имперский комплекс

Последние события наконец открыли лично мне то, что все уже давно и так знают. Не то чтобы это была какая-то новая идея сама по себе, но я раньше не использовала ее для объяснения вот прям всего. А зря. Теперь я вижу, что пазл сложился.

Украина для России всегда была и будет частью российской империи, которая лишь по недоразумению и временно называется отдельной страной. Кто бы там ни был у власти, хоть путин, хоть навальный, хоть еще кто. Любое наше взаимное недоразумение легко и непринужденно объясняется имперским комплексом старшего брата. Даже если формально с этим согласятся далеко не все, даже если "далеко не все" будут рассказывать про "нафиг вы нам нужны, нищие и голодные", под поверхностью все равно сидит этот комплекс, и никуда ни вам, ни нам от него не деться. Понятное дело, мы не нужны никому, чтобы нас кормить, но геополитический интерес такой геополитический интерес. Никогда мы не были и вряд ли будем в обыденном сознании просто другой страной.

У нас давно и многие об этом говорят, именно такими словами, но мне всегда казалось, что это преувеличение. Ну, не укладывается у меня в голове, как обычный среднестатистический россиянин может ассоциировать свои собственные интересы с захватом части другого государства. Это все равно как если бы Украина пошла присоединять Приднестровье или всю Молдову, ну, или там Беларусь. Помимо общечеловеческой этики, мне-то это зачем? Вот лично я что с этого буду иметь, чтобы хотеть этого всей душой?
Я очень скептически относилась ко всем международно значимым гоп-ца-дрица-гоп-цаца в Киеве, будь то ЕВРО 2012, Евровидение или приезд папы Римского. Мне от них было, в лучшем случае ничего, а так - пробки, пробки, пробки. С какого перепугу нищая страна осуществляет безумно дорогие проекты, если продукты дорожают, пенсии не растут, а главная внешняя инвестиция - переводы гастербайтеров? Ну, это я так думала всегда. Мне, как и всем остальным, свойственно судить людей по себе, так что я искренне не понимаю массового ликования по поводу имиджевых достижений государства на фоне реальной... ээ... кхм. Однако ж, простите за банальность, менталитет жителей некоторых стран рациональному постижению не поддается.

Поэтому писать письма "российскому брату" совершенно бесполезно. Эффекта от них быть не может никакого, разве что терапевтический - для пишущего. Я это уважаю, конечно, потому что мои посты последних месяцев тоже пишутся, в основном, для успокоениия (впрочем, не помогает). Но ждать, что российский брат прочтет ваши логические размышления, проникнется, и перестанет вожделеть домик в Крыму, это все равно что втолковывать законы физики охотнику на ведьм. Если ваша цель - убедить, то поберегите энергию.

Но если так только, в порядке размышлений вслух...

Взять, к примеру, язык (Практически все украинцы уже высказались, чем же я хуже).



Я несколько раз пыталась написать про этот злосчастный вопрос, на котором в Украине не паразитировал только мертвый политик. Без осознания того, насколько имперские комплексы пронизывают вообще все, я не могла не то что написать связный текст, я даже не могла понять, что же я, собственно, хочу сказать. Даже в уме я не могла сформулировать аргументы по поводу того, что и как, на мой взгляд, должно быть у нас с языковой политикой.
Понимаете, доказывать то, что русскоязычных в Украине никто системно не притесняет, это как доказывать, что снег весной тает, потому что температура воздуха повышается. Ну, то есть, с одной стороны, это настолько очевидно, что даже произнося это чувствуешь себя как минимум жертвой толстого троллинга. Это вообще надо проговаривать, да? С другой стороны, если уж собеседник играет дурочка так вдохновенно, что не может остановиться, то надо б погружаться в физику, в термодинамику, простигосподи. А ее-то дурачок может а) не знать и б) не хотеть знать.

Само наличие в Украине людей, которые за 23 года не удосужились выучить украинский, говорит об отсутствии регулярных контактов с украинским окружением и об отсутствии необходимости его учить. Вот я сейчас живу в англоязычной стране. Ну, будь ты хоть трижды патриот с языковыми способностями бревна, а английский в той или иной степени освоишь. Попробуй тут не. С голоду же подохнешь, потому что даже самый учтивый продавец с самой американской в мире улыбкой не поймет твой русский. А в Украине понимают. Значит что? Русских притесняют, да?
Но с введенем имперского комплекса задача наша упрощается. Потому что представитель империи не учит языки колоний. Само требование выучить язык оказывается нелегитимным. Можно вслух проговаривать что угодно, что Украина - независимое демократическое государство, бла-бла-бла, но под поверхностью все та же дуля и "а как вы смеете декларировать наличие признаков государственности?! На нашей территории?!".

Все языковые игры политиков всегда были не про то, на каком языке нам говорить (с этим, повторюсь тут системных проблем не было, если где-то родителям в украинской школе отказали в уроках русского, так это не потому, что украинский плохой, а потому что директор самодур, если он вместо физики введет закон божий, вы тоже будете настаивать, что русский должен быть в Украине вторым государственным?). Это всегда было про то, кто владеет этой землей: коренное население или колониальная администрация.

Кстати про Канаду. Ее часто приводят в пример украинцам, настаивающим на одном государственном. Мол, смотрите как разумно: тут вам английский, здесь вам французский, и никто не ругается, а вы вон какие твердолобые.
Ну, во-первых, по-моему, все равно ругаются. А во-вторых... Дорогие доброжелатели, вы не туда смотрите. Коренное население Канады, в большинстве своем, знает на родных блекфут и кри песенку про "уя-уя-ая-ая-эй!", да и ту поет, в лучшем случае дважды в месяц под стук барабанчиков возле муниципалитета по случаю очередной демонстрации против нефтяной трубы. Смотрите на Канаду очень внимательно, это действительно хороший пример.

Я всегда считала себя демократом в том смысле, что я поддерживаю демократические ценности и т.д. Только об язык спотыкалась моя демократичность: ну не вижу я ни одной причины менять статус кво в Украине. Добро бы действительно притесняли, так нет же. Повторю заезженный уже в последние дни текст: я училась в русской школе, высшее образование получала на русском и даже диссертацию написала по русскому языку на русском же языке - все это в столице независимой Украины, последнее на шароварном до тошноты факультете и, кстати, на деньги украинских налогоплательщиков (по всем возможным официальным документам я украинка с украинским же родным языком, так что в официальное количество русскоговирящих я вклада не делаю, если что).
Теперь до меня дошло, что нежелание иметь русский вторым государственным демократическим ценностям не противоречит. Просто я не хочу, чтобы потребность в украинском была ограничена концертами ансамбля "Веснянка" и заводным "Го-пак!" на его канадских гастролях, если таковые случатся.

Но, заметит мне внимательный читатель, если русский и так используется полноценно, почему бы не закрепить его статус?
На мой взгляд, законы должны быть не столько про то, что в государстве уже есть, сколько про то, чего это государство хочет добиться. Законы против насильников существуют не потому, что изнасилований не бывает, а потому, что государство декларирует, что их быть не должно. Давайте отменим статью за убийство, потому что убийства все равно время от времени случаются (а заодно и правила дорожного движения, потому что их не соблюдают повсеместно, и вообще, живут же некоторые страны без них - и ничего).
Мы хотим оказаться в положении канадских индейцев? Тогда действительно надо считать язык колонизатора вторым государственным.


То же и с отношением к майдану. Сейчас в комментариях к постам френдов, которые нас поддерживают, я часто вижу невинное: да, все понятно, янукович вор, путин подлец, но что ему было делать в данной ситуации?
Ну, как что делать. А вот когда в Греции, например, беспорядки были, вы тоже мучились вопросом "что же путину делать?". Как по мне, так единственный возможный ответ - ничего, потому что это отдельное государство, его отдельные воры и его внутренние дела. Подобный вопрос мог сформироваться в вашей голове только в том случае, если вы на самом деле не считаете, что Украина отдельное от России государство.

Многие и сейчас продолжают писать, что ах все так сложно, так непонятно. А по мне так чем дальше, тем проще и понятнее. Вся путаница мнений, эмоций и интересов выстраивается в линию, на одном конце которой Украина как единое независимое государтво, а на другом - как часть российской империи. Даже если пока еще вы где-то посредине (ну, типа, мы, конечно, не за Россию, но и ссориться бы не хотелось), рано или поздно продется выбирать себе сторону. И это не я вас ставлю перед таким выбором, и даже не майдан.

***
Хороший оналитег в конце своих оппусов обычно рассказывает всем, что будет дальше и что нам всем делать. Но поскольку я не оналитег и не претендую, то я воздержусь. Я не знаю, что делать. У меня есть соображения насчет языка, но это на самом деле настолько второстепенный вопрос, что я бы даже не думала о нем, если бы сейчас весь интернет на эту нему не гудел. Меня лично гораздо больше волнует, что с Украиной будет в материальном плане. "Братья" обещают, что Украина будет бомжевать с такой радостью, что кажется, от нашего "бомжевания" каждый россиянин таки окончательно встанет с колен и разбогатеет. Ну, удачи, чоуж. Нам удачи, разумеется.

PS. Спасибо всем, кто нас поддерживает. Вот не знала я раньше, что бывают случаи, когда даже пара слов от незнакомого человека может улучшить настроение.
Все, кому это поперек горла, ну, слезьте уже со шкафа и прекратите жаловаться на баню.

Comments

( 141 комментарий )
Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
livejournal
10 мар, 2014 21:03 (UTC)
"Теперь я вижу, что пазл сложился. ...
Пользователь v_s_c сослался на вашу запись в записи «"Теперь я вижу, что пазл сложился. ...» в контексте: [...] умению и временно называется отдельной страной. ..." http://anoushe.livejournal.com/192263.html [...]
taki_net
10 мар, 2014 21:07 (UTC)
Молодцы вы, а нам стыдно должно быть, и многим стыдно:-(
oxana_ukr
10 мар, 2014 21:20 (UTC)
Да-да, все так.

Но сколько же френдов потерялось именно из-за этого - Путин хотел только порядок навести... И дальше может уже быть что-угодно. Отфрендживаю. Нервы не те, чтоб пытаться понять и ценить их "нейтралитет". А певцов-писателей, которые... Не знаю, когда смогу опять их читать и слушать. Сколько времени должно пройти и событий (хороших) произойти, чтоб для меня опять текст стал важнее фамилии.

Edited at 2014-03-10 21:21 (UTC)
yankel
10 мар, 2014 21:39 (UTC)
Угу.
У меня большой френдопат случился.
А я уж из Украины 24 года как уехал...
(без темы) - oxana_ukr - 10 мар, 2014 22:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 10 мар, 2014 22:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oxana_ukr - 10 мар, 2014 22:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 10 мар, 2014 22:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oxana_ukr - 10 мар, 2014 22:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - wasilij - 12 мар, 2014 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maryxmas - 10 мар, 2014 21:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oxana_ukr - 10 мар, 2014 21:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maryxmas - 10 мар, 2014 21:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oxana_ukr - 10 мар, 2014 21:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oxana_ukr - 10 мар, 2014 21:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maryxmas - 10 мар, 2014 22:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 10 мар, 2014 22:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maryxmas - 10 мар, 2014 22:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yankel - 10 мар, 2014 23:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oxana_ukr - 11 мар, 2014 07:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yankel - 11 мар, 2014 12:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 11 мар, 2014 16:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yankel - 11 мар, 2014 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dechicot - 10 мар, 2014 21:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oxana_ukr - 10 мар, 2014 22:03 (UTC) - Развернуть
miss_sverige
10 мар, 2014 21:20 (UTC)
Сегодня попалась цитата на глаза "вы пришли в мой дом с оружием. Отныне вы - только враги. Какие там братья, какие там славяне. В мой дом с оружием - инстинктивно, всеми клетками ощущаю вас как врагов." Я чувствую примерно то же самое.
maryxmas
10 мар, 2014 21:23 (UTC)
когда я слушала истории о том, как канадские коренные народы возрождают свои языки -- глотала слёзы.
anoushe
10 мар, 2014 22:20 (UTC)
честно говоря, я тут пока что особого возрождения не вижу, хотя те индейцы, которых я знаю, активны политически, граждански и вообше как угодно. А язык знет... нy, может, один из 10.
(без темы) - maryxmas - 10 мар, 2014 22:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 10 мар, 2014 22:32 (UTC) - Развернуть
o_never
10 мар, 2014 21:34 (UTC)
Украину сгубила унитарность и чрезмерная зацентрализованность.
Украинский, русский, английский , федерализация и ...страна рванула бы вперед.
Более того, она могла бы стать собирателем земель русского мира от сербов до украинцев-дальневосточников.

Edited at 2014-03-10 21:36 (UTC)
anoushe
10 мар, 2014 22:03 (UTC)
Украину если что и сгубит, так это амбиции братьев наших старших. Если драгоценное русскоязычное население (точнее вечно обиженная его часть) не удосужилось освоить украинский так, чтобы не ныть, вы полагаете, у нас прижился бы английский как язык общения?
(Скрытый комментарий)
(без темы) - anoushe - 11 мар, 2014 05:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ksyuhin_i_ya - 11 мар, 2014 05:40 (UTC) - Развернуть
yankel
10 мар, 2014 21:37 (UTC)
Угу.
В странах Балтии белые сахибы тоже не хотели учить местные языки. До сих пор возмущаются
nuladno
11 мар, 2014 06:52 (UTC)
ну там хоть отмазка есть - языки неславянские и не романо-германские, ни на что знакомое не похожи, трудно на старости лет. А с украинским же проще всё! И в школах (русских) его при совке хорошо преподавали, кто хотел - мог выучить отлично. Мой муж-одессит писал выпускное сочинение на мове и преподавал в украинском селе.
Во-во! - tanay2 - 11 мар, 2014 08:50 (UTC) - Развернуть
livejournal
10 мар, 2014 21:40 (UTC)
про російську мову
Пользователь maryxmas сослался на вашу запись в записи «про російську мову» в контексте: [...] Originally posted by at post [...]
livejournal
10 мар, 2014 21:40 (UTC)
про російську мову
Пользователь maryxmas сослался на вашу запись в записи «про російську мову» в контексте: [...] Originally posted by at post [...]
liriel_8
10 мар, 2014 21:41 (UTC)
Когда-то, на Эхе, если не ошибаюсь, выступал то ли министр, то ли премьер Латвии, и ему задали вопрос и притеснении русскоязычных. Так вот он ответил, что языки малочисленных наций, в таком " братском" соседстве с Россией, очень рискуют исчезнуть. А это смерть для нации в целом. И сохранить язык, а значит и нацию, можно, при условии полного и бескомпромиссного внедрения национального языка во все сферы жизни и во все регионы страны. Именно так в свое время, поступил Гейдар Алиев, было колоссальное противостояние бакинцев, так как они в большинстве были русскоязычными, но прошло время и все успокоилось, на русском там говорят тоже, но мало. В нашем случае, я абсолютно с вами согласна, но считаю, что трогать этот вопрос в тот момент, когда страна на грани распада - преступление. И самое неприятное, кто это все делает. Несмотря, на мою абсолютно националистическую точку зрения, партия "Свобода" - сборище психически нездоровых людей. Может не все, но одна Фарион чего стоит? И я не понимаю, почему до сих пор, эта, мягко говоря, странная женщина, продолжает раздражать всю страну? Вместо того, что бы убирать раздражающие факторы, ее включают в состав комиссии, которая будет заниматься языковым законом.
yankel
10 мар, 2014 21:49 (UTC)
Русскоязычным на постосоветском пространстве жилось бы гораздо легче, если бы их, на всю голову трахнутая, метрополия не использовала их самих и русский язык, как оружие.


Edited at 2014-03-10 21:49 (UTC)
(без темы) - oxana_ukr - 10 мар, 2014 22:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yankel - 10 мар, 2014 23:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olga_kulaj - 10 мар, 2014 21:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 10 мар, 2014 22:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maryxmas - 10 мар, 2014 22:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cardamar - 11 мар, 2014 11:06 (UTC) - Развернуть
olga_kulaj
10 мар, 2014 21:51 (UTC)
" Я всегда считала себя демократом в том смысле, что я поддерживаю демократические ценности и т.д."
- для российских "друзей" (не друзей)
эти слова "демократические ценности", а еще "международное право", ООН, ОБСЕ - как красная тряпка для быка, они сразу кричат "вы зазомбированы западом!"
livejournal
10 мар, 2014 21:55 (UTC)
Лучше и не скажешь
Пользователь tiktaalik_m сослался на вашу запись в записи «Лучше и не скажешь» в контексте: [...] о в том случае, если вы на самом деле не считаете, что Украина отдельное от России государство. [...]
ninazino
10 мар, 2014 22:04 (UTC)
Совершенно верно. Страдания тех, кто в Украине страдает по русскому языку (а их, мне кажется, вернее, хочется думать, не так уж много) страдают из-за того, что им вообще приходится слышать украинский, а не из-за того, что кто-то мешает говорить по-русски. Совершенно верно, имперский комплекс, я примерно об этом у себя тоже писала.

Я верю, что в Украине все получится, но и очень переживаю.

anoushe
10 мар, 2014 22:09 (UTC)
У меня есть такое чувство, что говорящих больше, чем страдающих. У меня практически все друзья так: говорят по обстоятельствам (я с родней, например, по-украински), но не страдают и страдающих не то чтобы сильно понимают.
(без темы) - ninazino - 10 мар, 2014 22:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 10 мар, 2014 22:18 (UTC) - Развернуть
zuzlishka
10 мар, 2014 22:23 (UTC)
Я с вами!
anoushe
10 мар, 2014 22:25 (UTC)
Спасибо!
iskatel
10 мар, 2014 22:24 (UTC)
"Самый либеральный российский либерал заканчивается там, где речь заходит об Украине" (с)
И о языках, да.
anoushe
10 мар, 2014 22:25 (UTC)
Да.
Страница 1 из 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 141 комментарий )

Profile

чайка
anoushe
Анюше


Locations of visitors to this page


free counters
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars