Анюше (anoushe) wrote,
Анюше
anoushe

Categories:

Иранская цензура

Наверняка все мои читатели в курсе, что определение «демократическое государство» к Исламской Республике Иран подходит плохо. И факт отсутствия одного из неотъемлемых атрибутов демократии – свободы слова – сам по себе вряд ли удивит того, кто время от времени интересуется иранскими событиями. Наиболее интересное, на мой взгляд, заключается в деталях.

Да, иранские власти полагают, что некоторых вещей народ видеть и слышать не должен. В самом общем виде эти вещи можно разделить на две группы.
В первую группу входят альтернативные официальным политические идеи. На очевидное не стоит тратить много сил и времени: разумеется, официальные иранские СМИ не говорят о чем попало и как попало. Менее очевидно блокирование многих сайтов (например, радио «Свобода», BBC и др.), которое тоже можно отнести именно на счет политической цензуры. При этом – не знаю, как сейчас, а вот пару лет назад точно – при попытке зайти на какой-либо из этих сайтов из Ирана ярко проявлялась любопытная закономерность. Так, на страничку BBC-фарси действительно было не попасть. Зато вот на английском или русском «вредные» для среднестатистического иранца новости BBC можно было читать сколько угодно. Ну, русский, – это, допустим, еще туда-сюда. Не самый распространенный иностранный язык в Иране. Не блокировать же, в самом деле, все новостийные сайты на всех языках. Но вот английский… В общем, читая новости BBC в интернет-кафе на Севере Ирана, трудно было отделаться от мысли, что цензоры считают обычного иранца клиническим идиотом, совершенно не любопытным и к изучению иностранных языков не способным.
За виражами цензорской мысли уследить тем более трудно, что в то же самое время из того же самого интернет-кафе (равно как и из любой другой точки подключения к Интернету на Севере Ирана) нельзя было открыть банальный Яндекс. Для того, чтобы попасть в свою почту на Яндексе, я должна была набрать в Гугле mail.yandex.ru, после чего все-таки появлялось окно почты. На запрос www.yandex.ru выпадало сообщение о том, что туда низзя (а вот, скажем, в Исфахане в Яндекс было вполне можно; таким образом, опытным путем мы установили территориальный характер цензурных запретов).

Разумеется, существование цензуры такого рода в Иране не афишируется. Скорее даже наоборот. Говорить о демократии и свободе убеждений нравится многим иранским политикам. Так что когда речь заходит о цензуре, официально делается упор на второй группе «запретных плодов», которая стыдливо именуется «аморальными материалами».
Все, что неприлично, а значит запрещено делать, в принципе, запрещено и показывать или даже намекать на то, что так тоже бывает.
Взять, например, иранское кино (да, если вдруг кто не знает, в Иране снимают кино, причем далеко не худшего качества; творения иранских режиссеров регулярно завоевывают награды на различных кинофестивалях).
Как вы понимаете, в кино без женщин обойтись очень трудно. Поэтому снимают и женщин. Разумеется, всегда при полном параде хиджабе. Женщины в иранском кино носят платки и длинные рубахи в исключительно женских компаниях, у себя дома, стоя у плиты в гордом одиночестве или же беседуя с мужем (т.е. даже в тех ситуациях, где хиджаб по закону не требуется). Если вдруг по сюжету требуется показать беседу мужа и жены в постели (конечно, мужа и жены, люди в другом статусе в иранском кино в одну постель не ложатся) – женщина все равно должна быть в хиджабе, т.е. в платке, брюках, длинной рубашке и далее по списку. Киношные жены, спящие (под боком у собственных мужей) в тщательно повязанных платках, из-под которых не выбивается ни одна волосинка, – неисчерпаемый источник иранских анекдотов.
Однажды я увидела фрагмент иранского сериала о мудром Иосифе. Жена египетского фараона и ее подруги красовались хоть и в закрытых туниках, однако же с непокрытыми головами.
- А!!! Смотри! Тетки без платков! В вашем телевизоре тетки без платков! Значит, все-таки можно? Ну, да, конечно же, можно. Это ведь историческое кино. Как же иначе? Но ведь без платков же! А! Аааа!
- Спокойно, – окатил меня холодной водой муж. – Они в париках.
- Н-ну, ладно. А мне можно парик вместо платка? Так, чтобы моих волос не было видно?
- Тебе нельзя. Ты же не из древнего Египта.
Непрошибаемая логика. Что возразить? Да, я не из древнего Египта. Увы.

Стоит ли говорить, что женщины – дикторы и ведущие телепрограмм появляются в кадре только в хиджабе? Ходят слухи, что одним из главных критериев для кандидатов на эти вакансии является внешность: чем женщина красивее, тем ниже ее шансы стать телеведущей (и наоборот). Чтобы не вводить во искушение, как говориться. Так что не стоит даже пытаться оценивать внешность иранок, основываясь исключительно на телевизионных впечатлениях.

Зарубежное кино в Иране тоже подвергается идеологической переработке. Нет, женщинам не дорисовывают платки и длинные рукава. Но из зарубежных кинолент вырезаются эротические сцены и кадры с невинными поцелуями, сцены, в которых герои распивают спиртные напитки, принимают наркотики или танцуют. Те фильмы, в которых после вырезания всего этого, ничего не остается, естественно, запрещены. Звуковой ряд дублируется (не без редактирования текстов). Удаляется действительно многое. Скажем, из одного японского сериала («Ушин») вырезали 7 (семь) часов.
Мультики тоже подвергаются своеобразной цензуре. Вот несколько кадров из мультфильма «Marsupilami», который показывали по первому каналу национального иранского телевидения (иранским блоггерам все эти вещи тоже очень нравятся, поэтому они стараются сохранить мгновения маразма для потомков):

Photobucket


Photobucket


Photobucket

Источник: http://www.gtalk.ir/thread28164.html

На подобные вывихи иранские киноманы реагируют многочисленными сайтами, откуда можно скачать персидские субтитры к большинству более-менее известных кинофильмов и нелегальными пунктами проката видеокассет и дисков с полными версиями «обрезанного» кино. Вот тут предлагают приобрести мультфильм без цензуры. А вот здесь телесериал без цензуры.
Иногда можно взять на прокат или купить те куски фильмов, которые были удалены цензурой из официальных версий (пример).

Иранский же кинематограф (в лучших своих проявлениях) отвечает на цензуру зубодробительной иносказательностью, многослойностью повествования и сотнями тысяч невинных намеков, которые вполне понятны подготовленному зрителю.

Запрет на установку спутниковых антенн тоже можно считать проявлением цензуры. Без этого запрета она (цензура) теряет всякий смысл. Потому что к услугам иранских зрителей спутникового ТВ (кроме тонн настоящей порнографии) десятки разностилевых и разножанровых телеканалов, контент для которых создает многочисленная иранская диаспора. Это телевидение с виду ничем не отличается от того, что смотрим мы: новости, видеоклипы, кино – все как везде, в широком ассортименте, без цензуры и на персидском языке.
Спутниковые антенны сводят на нет эффект от набитых пропагандой программ национального иранского телевидения, поэтому с их наличием время от времени борются. Чтобы не лишиться этого окна в мир, антенну обычно устанавливают под прикрытием тканевых или пластиковых ограждений или просто за кондиционером. Потом все делают вид, что никто ничего не видит и не знает.

Далеко не все книги могут быть изданы в Иране. В целом, запрет печатать то или иное произведение служит сейчас скорее его рекламой. Так, сравнительно недавно оказался вне закона последний роман Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх». Разумеется, его перевод (как и большинство официально запрещенных в Иране текстов) тут же оказался в Интернете в открытом доступе. Но начинающим иранским писателям приходится действительно нелегко. Цензурные рамки жестки, но призрачны, и часто издатель или редактор литературного журнала, который не хочет неприятностей на свою голову, отказывается публиковать даже то, что теоретически не нарушает никаких запретов.

Интернет – пожалуй, самая показательная в плане цензуры область. Кроме того, что блокируется множество сайтов (выбор которых, мягко выражаясь, удивляет), он работает с убийственной скоростью. Убийственная она потому, что во время загрузки какой-нибудь не самой «тяжелой» странички можно прийти в бешенство, искусать свои локти до крови и, в конце концов, таки убиться об стену. Дело тут совсем не в технической отсталости иранского государства. Простым смертным быстрый Интернет иметь запрещено. В нужных местах (скажем, в университетах, да, наверняка же, не только в них) с технологиями все в порядке (по крайней мере, было еще год назад).

Цензура действует и в общественных местах. В первое мое посещение Ирана мне часто попадались на глаза специфические витрины с манекенами в женской одежде и в платочках. Особенно хорошо запомнились безголовые манекены в платочках. А около маленьких безголовых манекенов в детской одежде и в платочках хотелось рыдать в голос. Увы и ах (а, может быть, к счастью) в последующие мои поездки в Иран это чудо больше на глаза не попадалось. Говорят, правда, что сейчас с манекенами творятся другие чудеса. Скажем, для демонстрации женской одежды владельцы магазинов отрезают им грудь. Ну, чтобы не торчала. Под одеждой, ага. (Не то, чтобы очень страшно. Но жутковато).
Однажды гуляя по центральной улице Сари, мы остановились у магазинчика с картинами и скульптурами. На деревянных статуэтках в виде голых негритят были какие-то очень уж несуразные набедренные повязки. Потом мы как-то в шутку заговорили об этом магазинчике, и оказалось, что сестра моего мужа знает скульптора, работы которого там продаются. Полиция предупредила его, чтобы он срам в витрине не выставлял (хотя никакого срама на самом деле и не было, анатомических подробностей никто этим статуэткам не приделывал). Пришлось одевать статуэтки. Фотографий этих статуэток у меня, к сожалению, нет. С тех пор прошло три года, те негритята проданы, а новые изначально одеты.

Книжная иллюстрация и фотоматериалы для прессы также проходит цензуру. В газетах – фотографии женщин только в хиджабе (то же самое с любыми документами: паспорта, дипломы, водительские права и т.д.). В детских книжках все девочки, кроме младенцев – в платочках (по наличию платочка можно определить, иранский ли художник иллюстрировал ту или иную книгу). А вот если героями детской книги являются животные, задача иллюстратора упрощается. Кажется, этот запрет уже снят, но раньше животных нельзя было «одевать» в принципе. Считалось, что грешно уподоблять их людям, причем даже в тех случаях, когда по сюжету они им и так уподобляются.

В книжках для взрослых – те же картины. У меня есть, по крайней мере, одна такая хорошо «отцензурированная» книжка. Оксфордский картинный словарь, перепечатанный в Иране (отношения с авторскими правами у Ирана, пожалуй, также сложны, как и отношения со свободой слова. По большому секрету скажу, что покупать пиратские издания известных словарей в Иране, в принципе, очень выгодно). Вот такой:

Photobucket


На первом же развороте видно, что словарь не такой уж оксфордский, как может показаться после осмотра обложки.

Photobucket



Впрочем, по многим внутренним страницам это тоже можно заметить. Кое-что на теле человека стыдливо прикрыто:

Photobucket


Как говорится, слово есть, а ж…, извините, нету.


С некоторых картинок убраны не только части тела, но и, собственно, сами тела:

Photobucket


Можно даже подумать, что в Иране не принято носить белье и мыться в душе.

Photobucket



Что-то исчезло из кемпинга:

Photobucket



Кое-чего больше нет на пляже:

Photobucket



Вместе с тем, при ближайшем – детальном – рассмотрении все оказывается на своих местах:

Photobucket



В обнаженных «человеческих» частях мифологических созданий цензор также не усмотрел ничего предосудительного. Ну, подумаешь, русалка. Еще то страшилище:

Photobucket



Голые натурщицы тоже, по-видимому, не так уж опасны для общественного порядка:

Photobucket



А голые негритянки – вообще почти не женщины, чтобы что-то там прикрывать или удалять:

Photobucket


Кстати об Африке. В документальных программах о жизни диких племен всю «обнаженку» тоже обычно вырезают.


Дальше следы цензуры иного рода.

В Иране, как вы помните, официально не танцуют. Поэтому дискотека и ночной клуб в картинном словаре выглядят вот так:

Photobucket



Обычных карнавалов в Иране тоже нет (есть, правда, необычные, ну, да не о них сейчас речь):

Photobucket

Карнавал слегка недотерт. В том, что осталось, следов чего-то аморального не просматривается. Цирковой шатер, клоуны, шляпы...


И с балетом в современном Иране не сложилось:

Photobucket



Ну, а уж бассейны, как вы понимаете, хоть и существуют, но только за семью замками:

Photobucket


Зато страничку «Плаванье» цензура пропустила:

Photobucket


И «гимнастику» тоже. Хотя в реальности гимнастические залы – такие же закрытые территории, как и бассейны.

Photobucket


Страницы барно-алкогольного тематического поля также не тронуты. Это может свидетельствовать о двух вещах: 1) о глобальном недосмотре цензора или 2) о невиданной в последние годы либеральности, которая еще царила в Иране во время адаптации этого словаря к бескомпромиссной общественной морали (издан в Иране в 1984 году).


***
Надо сказать, что в вопросе того, что можно и что нельзя показывать, очень часто ключевую роль играют субъективные факторы. Быть может, некоторые вещи не запрещены официально, однако же активно не приветствуются в некоторых районах, поэтому там все внешне строже.

В общем, я перечислила все, что удалось вспомнить. Конструктивные дополнения приветствуются.

UPD. Совсем забыла написать, что в Иране нет и никогда не было возможности отослать mms. А то мало ли, вдруг народ начнет фотографировать свои гениталии и обмениваться полученными открытками :) Зато существует чуть ли не культура sms. Ежедневно они уходят в невероятном количестве. Это самый оперативный способ обмена информацией. Не зря же во время июньских событий отсылку sms тоже блокировали.

UPD 2. Что было на страницах словаря OXFORD DUDEN на самом деле, можно посмотреть здесь: http://kerbasi.livejournal.com/28346.html
Всевидящее Око
Tags: иран, парадоксы
Subscribe

  • Ездили в горы...

    ...видели сусликов: This entry was originally posted at http://anoushe.dreamwidth.org/507929.html. Please comment there using OpenID.

  • Парад

    Развлечения дикого Запада - 3 Ну, и, собственно, та часть стампид, с которой следовало бы начать. Парад, открывающий все мероприятие. По…

  • Пау-вау

    Развлечения дикого Запада. Случилось тут недавно в наших гребенях Главное Мероприятие Года под названием "Стампид". По сути, это некая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ездили в горы...

    ...видели сусликов: This entry was originally posted at http://anoushe.dreamwidth.org/507929.html. Please comment there using OpenID.

  • Парад

    Развлечения дикого Запада - 3 Ну, и, собственно, та часть стампид, с которой следовало бы начать. Парад, открывающий все мероприятие. По…

  • Пау-вау

    Развлечения дикого Запада. Случилось тут недавно в наших гребенях Главное Мероприятие Года под названием "Стампид". По сути, это некая…