?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иранская цензура

Наверняка все мои читатели в курсе, что определение «демократическое государство» к Исламской Республике Иран подходит плохо. И факт отсутствия одного из неотъемлемых атрибутов демократии – свободы слова – сам по себе вряд ли удивит того, кто время от времени интересуется иранскими событиями. Наиболее интересное, на мой взгляд, заключается в деталях.

Да, иранские власти полагают, что некоторых вещей народ видеть и слышать не должен. В самом общем виде эти вещи можно разделить на две группы.
В первую группу входят альтернативные официальным политические идеи. На очевидное не стоит тратить много сил и времени: разумеется, официальные иранские СМИ не говорят о чем попало и как попало. Менее очевидно блокирование многих сайтов (например, радио «Свобода», BBC и др.), которое тоже можно отнести именно на счет политической цензуры. При этом – не знаю, как сейчас, а вот пару лет назад точно – при попытке зайти на какой-либо из этих сайтов из Ирана ярко проявлялась любопытная закономерность. Так, на страничку BBC-фарси действительно было не попасть. Зато вот на английском или русском «вредные» для среднестатистического иранца новости BBC можно было читать сколько угодно. Ну, русский, – это, допустим, еще туда-сюда. Не самый распространенный иностранный язык в Иране. Не блокировать же, в самом деле, все новостийные сайты на всех языках. Но вот английский… В общем, читая новости BBC в интернет-кафе на Севере Ирана, трудно было отделаться от мысли, что цензоры считают обычного иранца клиническим идиотом, совершенно не любопытным и к изучению иностранных языков не способным.
За виражами цензорской мысли уследить тем более трудно, что в то же самое время из того же самого интернет-кафе (равно как и из любой другой точки подключения к Интернету на Севере Ирана) нельзя было открыть банальный Яндекс. Для того, чтобы попасть в свою почту на Яндексе, я должна была набрать в Гугле mail.yandex.ru, после чего все-таки появлялось окно почты. На запрос www.yandex.ru выпадало сообщение о том, что туда низзя (а вот, скажем, в Исфахане в Яндекс было вполне можно; таким образом, опытным путем мы установили территориальный характер цензурных запретов).

Разумеется, существование цензуры такого рода в Иране не афишируется. Скорее даже наоборот. Говорить о демократии и свободе убеждений нравится многим иранским политикам. Так что когда речь заходит о цензуре, официально делается упор на второй группе «запретных плодов», которая стыдливо именуется «аморальными материалами».
Все, что неприлично, а значит запрещено делать, в принципе, запрещено и показывать или даже намекать на то, что так тоже бывает.
Взять, например, иранское кино (да, если вдруг кто не знает, в Иране снимают кино, причем далеко не худшего качества; творения иранских режиссеров регулярно завоевывают награды на различных кинофестивалях).
Как вы понимаете, в кино без женщин обойтись очень трудно. Поэтому снимают и женщин. Разумеется, всегда при полном параде хиджабе. Женщины в иранском кино носят платки и длинные рубахи в исключительно женских компаниях, у себя дома, стоя у плиты в гордом одиночестве или же беседуя с мужем (т.е. даже в тех ситуациях, где хиджаб по закону не требуется). Если вдруг по сюжету требуется показать беседу мужа и жены в постели (конечно, мужа и жены, люди в другом статусе в иранском кино в одну постель не ложатся) – женщина все равно должна быть в хиджабе, т.е. в платке, брюках, длинной рубашке и далее по списку. Киношные жены, спящие (под боком у собственных мужей) в тщательно повязанных платках, из-под которых не выбивается ни одна волосинка, – неисчерпаемый источник иранских анекдотов.
Однажды я увидела фрагмент иранского сериала о мудром Иосифе. Жена египетского фараона и ее подруги красовались хоть и в закрытых туниках, однако же с непокрытыми головами.
- А!!! Смотри! Тетки без платков! В вашем телевизоре тетки без платков! Значит, все-таки можно? Ну, да, конечно же, можно. Это ведь историческое кино. Как же иначе? Но ведь без платков же! А! Аааа!
- Спокойно, – окатил меня холодной водой муж. – Они в париках.
- Н-ну, ладно. А мне можно парик вместо платка? Так, чтобы моих волос не было видно?
- Тебе нельзя. Ты же не из древнего Египта.
Непрошибаемая логика. Что возразить? Да, я не из древнего Египта. Увы.

Стоит ли говорить, что женщины – дикторы и ведущие телепрограмм появляются в кадре только в хиджабе? Ходят слухи, что одним из главных критериев для кандидатов на эти вакансии является внешность: чем женщина красивее, тем ниже ее шансы стать телеведущей (и наоборот). Чтобы не вводить во искушение, как говориться. Так что не стоит даже пытаться оценивать внешность иранок, основываясь исключительно на телевизионных впечатлениях.

Зарубежное кино в Иране тоже подвергается идеологической переработке. Нет, женщинам не дорисовывают платки и длинные рукава. Но из зарубежных кинолент вырезаются эротические сцены и кадры с невинными поцелуями, сцены, в которых герои распивают спиртные напитки, принимают наркотики или танцуют. Те фильмы, в которых после вырезания всего этого, ничего не остается, естественно, запрещены. Звуковой ряд дублируется (не без редактирования текстов). Удаляется действительно многое. Скажем, из одного японского сериала («Ушин») вырезали 7 (семь) часов.
Мультики тоже подвергаются своеобразной цензуре. Вот несколько кадров из мультфильма «Marsupilami», который показывали по первому каналу национального иранского телевидения (иранским блоггерам все эти вещи тоже очень нравятся, поэтому они стараются сохранить мгновения маразма для потомков):

Photobucket


Photobucket


Photobucket

Источник: http://www.gtalk.ir/thread28164.html

На подобные вывихи иранские киноманы реагируют многочисленными сайтами, откуда можно скачать персидские субтитры к большинству более-менее известных кинофильмов и нелегальными пунктами проката видеокассет и дисков с полными версиями «обрезанного» кино. Вот тут предлагают приобрести мультфильм без цензуры. А вот здесь телесериал без цензуры.
Иногда можно взять на прокат или купить те куски фильмов, которые были удалены цензурой из официальных версий (пример).

Иранский же кинематограф (в лучших своих проявлениях) отвечает на цензуру зубодробительной иносказательностью, многослойностью повествования и сотнями тысяч невинных намеков, которые вполне понятны подготовленному зрителю.

Запрет на установку спутниковых антенн тоже можно считать проявлением цензуры. Без этого запрета она (цензура) теряет всякий смысл. Потому что к услугам иранских зрителей спутникового ТВ (кроме тонн настоящей порнографии) десятки разностилевых и разножанровых телеканалов, контент для которых создает многочисленная иранская диаспора. Это телевидение с виду ничем не отличается от того, что смотрим мы: новости, видеоклипы, кино – все как везде, в широком ассортименте, без цензуры и на персидском языке.
Спутниковые антенны сводят на нет эффект от набитых пропагандой программ национального иранского телевидения, поэтому с их наличием время от времени борются. Чтобы не лишиться этого окна в мир, антенну обычно устанавливают под прикрытием тканевых или пластиковых ограждений или просто за кондиционером. Потом все делают вид, что никто ничего не видит и не знает.

Далеко не все книги могут быть изданы в Иране. В целом, запрет печатать то или иное произведение служит сейчас скорее его рекламой. Так, сравнительно недавно оказался вне закона последний роман Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх». Разумеется, его перевод (как и большинство официально запрещенных в Иране текстов) тут же оказался в Интернете в открытом доступе. Но начинающим иранским писателям приходится действительно нелегко. Цензурные рамки жестки, но призрачны, и часто издатель или редактор литературного журнала, который не хочет неприятностей на свою голову, отказывается публиковать даже то, что теоретически не нарушает никаких запретов.

Интернет – пожалуй, самая показательная в плане цензуры область. Кроме того, что блокируется множество сайтов (выбор которых, мягко выражаясь, удивляет), он работает с убийственной скоростью. Убийственная она потому, что во время загрузки какой-нибудь не самой «тяжелой» странички можно прийти в бешенство, искусать свои локти до крови и, в конце концов, таки убиться об стену. Дело тут совсем не в технической отсталости иранского государства. Простым смертным быстрый Интернет иметь запрещено. В нужных местах (скажем, в университетах, да, наверняка же, не только в них) с технологиями все в порядке (по крайней мере, было еще год назад).

Цензура действует и в общественных местах. В первое мое посещение Ирана мне часто попадались на глаза специфические витрины с манекенами в женской одежде и в платочках. Особенно хорошо запомнились безголовые манекены в платочках. А около маленьких безголовых манекенов в детской одежде и в платочках хотелось рыдать в голос. Увы и ах (а, может быть, к счастью) в последующие мои поездки в Иран это чудо больше на глаза не попадалось. Говорят, правда, что сейчас с манекенами творятся другие чудеса. Скажем, для демонстрации женской одежды владельцы магазинов отрезают им грудь. Ну, чтобы не торчала. Под одеждой, ага. (Не то, чтобы очень страшно. Но жутковато).
Однажды гуляя по центральной улице Сари, мы остановились у магазинчика с картинами и скульптурами. На деревянных статуэтках в виде голых негритят были какие-то очень уж несуразные набедренные повязки. Потом мы как-то в шутку заговорили об этом магазинчике, и оказалось, что сестра моего мужа знает скульптора, работы которого там продаются. Полиция предупредила его, чтобы он срам в витрине не выставлял (хотя никакого срама на самом деле и не было, анатомических подробностей никто этим статуэткам не приделывал). Пришлось одевать статуэтки. Фотографий этих статуэток у меня, к сожалению, нет. С тех пор прошло три года, те негритята проданы, а новые изначально одеты.

Книжная иллюстрация и фотоматериалы для прессы также проходит цензуру. В газетах – фотографии женщин только в хиджабе (то же самое с любыми документами: паспорта, дипломы, водительские права и т.д.). В детских книжках все девочки, кроме младенцев – в платочках (по наличию платочка можно определить, иранский ли художник иллюстрировал ту или иную книгу). А вот если героями детской книги являются животные, задача иллюстратора упрощается. Кажется, этот запрет уже снят, но раньше животных нельзя было «одевать» в принципе. Считалось, что грешно уподоблять их людям, причем даже в тех случаях, когда по сюжету они им и так уподобляются.

В книжках для взрослых – те же картины. У меня есть, по крайней мере, одна такая хорошо «отцензурированная» книжка. Оксфордский картинный словарь, перепечатанный в Иране (отношения с авторскими правами у Ирана, пожалуй, также сложны, как и отношения со свободой слова. По большому секрету скажу, что покупать пиратские издания известных словарей в Иране, в принципе, очень выгодно). Вот такой:

Photobucket


На первом же развороте видно, что словарь не такой уж оксфордский, как может показаться после осмотра обложки.

Photobucket



Впрочем, по многим внутренним страницам это тоже можно заметить. Кое-что на теле человека стыдливо прикрыто:

Photobucket


Как говорится, слово есть, а ж…, извините, нету.


С некоторых картинок убраны не только части тела, но и, собственно, сами тела:

Photobucket


Можно даже подумать, что в Иране не принято носить белье и мыться в душе.

Photobucket



Что-то исчезло из кемпинга:

Photobucket



Кое-чего больше нет на пляже:

Photobucket



Вместе с тем, при ближайшем – детальном – рассмотрении все оказывается на своих местах:

Photobucket



В обнаженных «человеческих» частях мифологических созданий цензор также не усмотрел ничего предосудительного. Ну, подумаешь, русалка. Еще то страшилище:

Photobucket



Голые натурщицы тоже, по-видимому, не так уж опасны для общественного порядка:

Photobucket



А голые негритянки – вообще почти не женщины, чтобы что-то там прикрывать или удалять:

Photobucket


Кстати об Африке. В документальных программах о жизни диких племен всю «обнаженку» тоже обычно вырезают.


Дальше следы цензуры иного рода.

В Иране, как вы помните, официально не танцуют. Поэтому дискотека и ночной клуб в картинном словаре выглядят вот так:

Photobucket



Обычных карнавалов в Иране тоже нет (есть, правда, необычные, ну, да не о них сейчас речь):

Photobucket

Карнавал слегка недотерт. В том, что осталось, следов чего-то аморального не просматривается. Цирковой шатер, клоуны, шляпы...


И с балетом в современном Иране не сложилось:

Photobucket



Ну, а уж бассейны, как вы понимаете, хоть и существуют, но только за семью замками:

Photobucket


Зато страничку «Плаванье» цензура пропустила:

Photobucket


И «гимнастику» тоже. Хотя в реальности гимнастические залы – такие же закрытые территории, как и бассейны.

Photobucket


Страницы барно-алкогольного тематического поля также не тронуты. Это может свидетельствовать о двух вещах: 1) о глобальном недосмотре цензора или 2) о невиданной в последние годы либеральности, которая еще царила в Иране во время адаптации этого словаря к бескомпромиссной общественной морали (издан в Иране в 1984 году).


***
Надо сказать, что в вопросе того, что можно и что нельзя показывать, очень часто ключевую роль играют субъективные факторы. Быть может, некоторые вещи не запрещены официально, однако же активно не приветствуются в некоторых районах, поэтому там все внешне строже.

В общем, я перечислила все, что удалось вспомнить. Конструктивные дополнения приветствуются.

UPD. Совсем забыла написать, что в Иране нет и никогда не было возможности отослать mms. А то мало ли, вдруг народ начнет фотографировать свои гениталии и обмениваться полученными открытками :) Зато существует чуть ли не культура sms. Ежедневно они уходят в невероятном количестве. Это самый оперативный способ обмена информацией. Не зря же во время июньских событий отсылку sms тоже блокировали.

UPD 2. Что было на страницах словаря OXFORD DUDEN на самом деле, можно посмотреть здесь: http://kerbasi.livejournal.com/28346.html
Всевидящее Око

Comments

( 61 комментарий — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
ta_agaeva
28 окт, 2009 11:38 (UTC)
А я вот недавно сама была цензером и ретушером.
В учебнике сына(российском) по внеклассному чтению для 4 класса,все картинки в учебники самые что ни на есть невинные,а на развороте ,кроме всего прочего,была изображена русалка,причем хвост у нее начинался не ниже пупка,как это обычно изображают,а ниже попы,и все прелести были изображены чудо,как реалистично.Я бы и не заметила,мне сын принес,сказал,что это безобразие,и надо исправить.Вот я и одела русалку в чадру,черную.И у нас теперь отличная книга по чтению получилась.:)
anoushe
28 окт, 2009 11:50 (UTC)
О да, русалки на детских вещах - это действительно круто :) Вот у меня френд когда-то этому же радовался: http://smakie.livejournal.com/54639.html
Даже не знаю, что круче: голая русалка в детском учебнике или русалка в черной чадре :)
(без темы) - ta_agaeva - 28 окт, 2009 13:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 28 окт, 2009 13:29 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - anoushe - 28 окт, 2009 13:40 (UTC) - Развернуть
ex_amica_ve
28 окт, 2009 11:39 (UTC)
Долго смеялся над картинками OXFORD DUDEN. Это же надо такое !:)
anoushe
28 окт, 2009 11:59 (UTC)
Ага :) Меня они тоже порадовали. Я раньше видела только первую и ночной клуб+дискотека, а когда села сканировать, муж понаходил остальные :)
(Анонимно)
28 окт, 2009 11:53 (UTC)
Сейчас всё BBC закрыто. Если закрывают сайт, то закрывают полностью.
Как я поняла, в Иране работают два блока в интернете:
1. Провайдеры блокируют сайты, которые считают нужными. Доходит до абсурда. На работе не могу посмотреть один сайт, зато дома посещаю его свободно. На работе один провайдер, дома-второй.
2. Мухаберат блокирует сайты. Здесь уже любым провайдером пользуйся, не поможет. Остается использовать прокси.

Скорость интернета хорошая. Пользуюсь адсл-интернетом. Если пользоватся дайл-апом, там, действительно, заснуть можно, пока страница загрузится.

В Иране показывали сериал, действие которого происходило в Европе во время Второй Мировой Войны. И женщины были без платков. Они носили парики.
Сегодня увидела афишу фильма. Иранская актриса без платка. Думаю, что тоже в парике.
anoushe
28 окт, 2009 12:05 (UTC)
Я вообще в этих технологиях не очень разбираюсь. Мне говорили, что домашний Интернет, как правило, медленный у всех, а в учреждениях всяко бывает. У нас просто дома дайл-ап, так я прошлой зимой думала, что действительно начну биться головой о монитор. Слава богу, что все-таки есть выбор.В
Видимо, Яндекс - это был выбор провайдера.
(без темы) - nadishe - 28 окт, 2009 19:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 28 окт, 2009 20:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oly_23777 - 8 ноя, 2009 14:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 9 ноя, 2009 08:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oly_23777 - 9 ноя, 2009 10:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 9 ноя, 2009 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oly_23777 - 14 ноя, 2009 17:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 15 ноя, 2009 20:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oly_23777 - 16 ноя, 2009 04:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 16 ноя, 2009 08:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oly_23777 - 16 ноя, 2009 12:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 16 ноя, 2009 13:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oly_23777 - 16 ноя, 2009 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 17 ноя, 2009 08:28 (UTC) - Развернуть
status_constr
28 окт, 2009 11:53 (UTC)
Когда-то в СССР глушились радиопередачи Би-Би-Си и других западных "вражьих голосов". Но глушились только в областных центрах. Когда нас по весне или по осени гнали на сельхозработы, мы брали с собой приемнички и слушали западные станции в чистом виде. Дома тоже слушали, но для того приходилось применять всякие ухищрения. Кстати, тегеранское радио на русском языке не глушилось никогда. Как и албанское.

А вообще все замеченные вами несуразности с неравномерностью и не-тотальностью запретов объясняются общим для всего мира стилем тюремно-лагерных надзирателей. Им что приказали, то они и делают. Чтобы отчитаться о принятых мерах. А инициатива у этой категории работников, как и вообще у госслужащих, не приветствуется. В этом тюремные власти всего мира одинаковы.

Просто не в каждой стране лагерный режим распространяется на всё население...
anoushe
28 окт, 2009 12:03 (UTC)
Да, многое зависит от конкретных исполнителей. Муж работал раньше с издательствами, поэтому мы этой субъективностью насладились в полной мере. Одним - "все хорошо, отлично, берем в ближайший номер", а другим ровно то же самое - "ну, мы же не можем, вы же понимаете".
В целом я до летних событий старалась относиться к таким вывихам с юмором и видеть во всем этом не "лагерность", а банальный идиотизм.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - status_constr - 28 окт, 2009 15:43 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - status_constr - 28 окт, 2009 18:42 (UTC) - Развернуть
maxilla_k
28 окт, 2009 12:07 (UTC)
Ну, скорее, не дополнение, а так личный опыт, так сказать: http://maxilla-k.livejournal.com/62600.html
anoushe
28 окт, 2009 12:15 (UTC)
Спасибо большое. Да, у меня примерно такие же впечатления. Порнуха, может, и фильтруется, да вот только далеко не так старательно, как многое другое. Но на словах - цензура только против "аморалки".
Я слышала о том, что жж был закрыт. Но прошлой зимой все было в порядке. Я и читала, и писала из Ирана.
stekunova_sem
28 окт, 2009 12:15 (UTC)
Заставь дурака Богу молиться - он и лоб расшибет )) что же говорить о банальных идиотах. Содержание же наших телепрограмм иногда заставляет меня сожалеть, что цензуры на отстой разного рода у нас нет. Масштабы же банального идиотизма в содержании примерно те же. "Все делают вид, что никто ничего не видит" - самое точное определение происходящего в Иране )))
anoushe
28 окт, 2009 12:25 (UTC)
Какая-то цензура и какое-то редактирование, безусловно, нужно. Я не то, чтобы совсем против. Просто у меня всегда перед глазами слишком яркий пример того, куда могут завести хорошие начинания. Никто же к маразму не стремился. Иранцы хотели как лучше :)
pan_kowalski
28 окт, 2009 13:03 (UTC)
интересно :)
в общем все как везде. Кому надо иметь доступ к информации, тот его найдет без особых проблем. Кому все пофиг - тому и пофиг... %)
anoushe
28 окт, 2009 13:11 (UTC)
Спасибо.
Да, в общем, так и есть. И чем активнее будут развиваться технологии, тем смешнее будут выглядеть эти фильтры и запреты.
(без темы) - chernyjdyr - 28 окт, 2009 14:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 28 окт, 2009 14:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - chernyjdyr - 28 окт, 2009 14:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 28 окт, 2009 14:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nadishe - 28 окт, 2009 19:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 28 окт, 2009 20:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nadishe - 29 окт, 2009 06:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - anoushe - 29 окт, 2009 08:14 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
anoushe
28 окт, 2009 14:19 (UTC)
Невже з іранськими купюрами? :)
Взагалі нормальний словник. Коли я перекладала кіно, де траплялися технічні терміни, він добре допомагав.
З приводу таджикської я навіть написала, що є доступ і навіть трохи поіронізувала над тим, що кирилицю вивчити простіше, ніж мову. Але чоловік попросив це прибрати, бо він точно не пам'ятає, чи був доступ до таджицких сторінок. І я не пам'ятаю. Треба буде наступного разу перевірити.

Звісно ж, в іранських офіційних змі бувають повідомлення про авіакатастрофи, землетруси і непокору. Бо в Радянському Союзі не було Інтернету, а в сучасному Ірані він є. І мобільні телефони є, і супутникові антени. А ще є люди, які налаштовані на активне розповсюдження інформації і зацікавлені в тому, щоб зайвий раз підкреслити брехливість офіційних змі. Тож навіщо замовчувати те, про що все одно всі так чи інакш дізнаються? Вони як раз повинні говорити, щоб якось корегувати суспільну думку.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - anoushe - 28 окт, 2009 14:43 (UTC) - Развернуть
yutopia
28 окт, 2009 14:19 (UTC)
спасибо, очень познавательно ;-)
anoushe
28 окт, 2009 14:28 (UTC)
Не за что :)
bohinj
28 окт, 2009 15:01 (UTC)
Очень интересно. Спасибо.
anoushe
28 окт, 2009 15:03 (UTC)
Не за что :)
Рада, что Вам интересно.
frau_fff
28 окт, 2009 15:07 (UTC)
а как в Иране сейчас обстоит с правами женщин?
они могут работать? - или этого тоже не допускает цензура?
anoushe
28 окт, 2009 15:21 (UTC)
Могут работать. Во многих сферах (там, где обслуживаются женщины) желательны и женщины-сотрудники.
О женщинах я писала пару месяцев назад: http://anoushe.livejournal.com/50091.html
С тех пор ничего принципиально не изменилось.
(без темы) - misha_makferson - 20 янв, 2013 09:52 (UTC) - Развернуть
otchelnikural
28 окт, 2009 15:41 (UTC)
Спасибо большое , очень все интересно!

" И с балетом в современном Иране не сложилось:"

А ведь при шах в Тегеране был театр оперы и балета...
Который после 1979 г., конечно, закрыли...

anoushe
28 окт, 2009 15:49 (UTC)
Не за что :) Спасибо, что читаете.

За балет действительно очень обидно (больше, чем за порнографию, которая оказывается гораздо доступнее, чем балет). Это же так красиво.
akunamatata_ser
28 окт, 2009 17:17 (UTC)
thanks, it was interesting ...
hagolan18
28 окт, 2009 19:34 (UTC)
да уж
davaj k nam vgosti..ne tak strogo
anoushe
28 окт, 2009 20:04 (UTC)
Re: да уж
Спасибо :) А Вы вообще где?
(Удалённый комментарий)
anoushe
29 окт, 2009 08:12 (UTC)
Дякую! Дуже цікаво. Це саме те, чого мені не вистачало :)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 61 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

чайка
anoushe
Анюше


Locations of visitors to this page


free counters
Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars